Мария Мажорина: МГЮА лично для меня – это пространство очень умных, увлеченных своим делом людей
Главная/ Новости/
Мария Мажорина: МГЮА личн...

Мария Мажорина: МГЮА лично для меня – это пространство очень умных, увлеченных своим делом людей

20 июня в МГЮА стартовала приемная кампания — 2020, и сейчас ведется набор абитуриентов на программы бакалавриата, специалитета и в магистратуру.

Мы поговорили с проректором по учебной и методической работе Университета имени О.Е. Кутафина Марией Мажориной о выборе университета, будущем юридической профессии и МГЮА.


— Как выбрать профессию, университет?

По мнению все большого числа ученых из самых разных областей знаний, XXI век – это период перехода к новому цивилизационному укладу, что может ставить под сомнения многие паттерны, алгоритмы, приемы, которыми мы пользовались ранее, в том числе при принятии решений. При этом на нашем жизненном пути встречается ограниченное число «судьбоносных развилок», которые предопределяют на многие годы нашу жизнь. Одна из таких «развилок», где мы способны принимать волевые решения - это выбор профессии и университета. Ясно, что дальше мы можем еще учиться и переучиваться в духе концепции lifelong learning, но при этом стоит помнить, что самый ценный человеческий ресурс – это время, а потому в сверхскоростном мире есть смысл задумываться над его эффективным инвестированием. Именно потому вот эта предуниверситетская «развилка» столь судьбоносна. Вы или вырываетесь вперед, или тратите время впустую.

Как выбрать профессию?

Здесь нет рецепта, это целый клубок самых разных причин: объективных и субъективных, осознанных и даже подсознательных. Тут или надо услышать свой внутренний голос, довериться интуиции, учесть свои интересы, способности, особенности мышления, внутренней организации, или, если там пока тишина, что тоже бывает, прислушаться к тем, кто для вас является авторитетом, или руководствоваться разумом и некоторыми аналитическими оценками.

Прогнозирование в области юридической профессии не является непосильной задачей или магией для того, кто внутри этой профессии. Мы, юристы, прекрасно понимаем, что несут за собой цифровизация и сетевизация общества, иные социальные и даже антропологические изменения, как они уже влияют и, вероятно, и далее будут трансформировать эту профессию. Собственно, юриспруденция, как и многие другие профессиональные сферы, усложняется, «прорастает» в смежные области, укрепляя междисциплинарные связи, например, сейчас крайне актуальны такие стыки наук, как право и медицина, право и биоэкономика/биополитика, право и новые технологии (в том числе IT-технологии, искусственный интеллект и право), право и спорт, право и медиа, право и мировые природные ресурсы и пр. По мере усложнения самой материи будут востребованы юристы, способные решать сложные задачи, в то время как рутинные вещи все быстрее цифровизуются и уходят в зону автоматизации, где не требуется активное участие человека. Профессия, появившаяся в античности, эволюционирует, она сейчас сильно делокализуется, приобретает инновационный характер.

А потому принципиально важно, гораздо важнее чем раньше, правильно выбрать университет, где вы будете обучаться профессии. Тут нужно проактивно попытаться ответить на вопрос: научат ли меня профессии будущего, или я буду заниматься историей юриспруденции? При этом важно, что новое живет в старом, а потому инновации рождаются только на фундаментальном академическом знании.


С учетом имеющегося опыта, при выборе университета я бы обращала внимание на следующие маркеры:

  • Кто будет меня учить?

Основатели научных школ, известные практики, грантодержатели, ведущие специалисты в области права, авторы работ, по которым учится вся страна? В МГЮА на все эти вопросы ответы являются утвердительными.

  • Чему меня будут учить: базовым вещам или фундаментальному и передовому знанию?

Ответ на этот вопрос зависит от ответов на предыдущие вопросы. Вас будут учить тому, что сами знают. И дать фундаментальное плюс еще и передовое знание может преподаватель, который сам находится в авангарде, который участвует в инновационных проектах, который ведет собственную небанальную практику, который является лидером в науке и в профессии. Можно также ознакомиться с учебными планами и рабочими программами дисциплин: но это несколько нудно и не совсем информативно. Более показательно – посмотреть на пул магистерских программ, на имеющиеся научные школы и специальности в аспирантуре (а в МГЮА самый большой в России выбор). Такие образовательные проекты и направления не рождаются на пустом месте. Потому я все же вижу прямую корреляцию между тем, кто учит, и тем, чему учат.

  • С кем я буду учиться, в каком окружении пройдут эти несколько лет?

Кто эти люди и с каким бэкграундом они? С чего вы стартуете вместе с ними? Вы будете развиваться или буксовать в ожидании, когда они подтянутся? Это важные вопросы формирования среды, сообщества, лиги. Это, собственно, те люди, с которыми вы потом пойдете по жизни, так или иначе. И здесь университет опять будет влиять на вас гораздо дольше, чем в течение срока учебы. Здесь работает такой закон: успех вашего университета априори транслируется и на вас, в противном же случае, вам придется преодолевать собственными силами недоверие к вашему университету из «низшей лиги». Это посильно, но на это уйдет время;

  • Что, кроме базового образования, я смогу получить в университете?

В эпоху сверхскоростей, когда будущее мало предопределяется прошлым, по-прежнему нужны знания, еще более основательные и глубокие, энциклопедические, но не википедические. Но этого уже мало, нужны новые компетенции, которые готовят вас к жизни в меняющейся цивилизации. Нужно постоянно развивать свой интеллект, который еще в 1911 году был определен австрийским ученым Уильямом Штерном, создателем концепции интеллектуального коэффициента, как некая общая умственная приспособляемость к новым жизненным условиям.


Так вот что сегодня можно и нужно взять от университетского образования: это фундаментальное знание + инновационное (опережающее) знание + практико-ориентированные навыки + мягкие навыки (те самые soft skills) + интеллектуальные компетенции, необходимые для жизни в современном мире, для приспособляемости к нему (к VUCA миру в условиях изменчивости, неопределенности, сложности и двойственности). Интеллектуальные компетенции, к которым можно отнести способность к творчеству, решение сложных задач, анализу, когнитивную гибкость и пр., а в переводе на язык юриспруденции, способность не только применять, но и творить право, могут развиться только в высокоинтеллектуальной среде, когда вы учитесь у лучших, когда вы общаетесь с тем, кто занят решением самых передовых вопросов, когда перед вами ставят сложные задачи. Все это зависит от интеллектуального капитала университета.

А потому МГЮА лично для меня – это пространство очень умных, увлеченных своим делом людей, объединенных верой в свой университет, творящих настоящее и будущее российской юриспруденции.

Итак, чем честнее и подробнее вы проанализируете информацию, которая позволит вам ответить на поставленные выше вопросы, тем быстрее сузится ваш выбор до тех университетов, учеба в которых станет эффективной инвестицией вашего времени, энергии и сил.

— Что самого интересного в МГЮА в рамках приемной кампании 2020?

— Очень много проектов реализуется, некоторые запустятся в новом учебном году, но, пожалуй, можно выделить старт новой и первой в России бакалаврской программы «Инновационная юриспруденция», а также создание Высшей школы права, где и будет реализовываться эта программа. Об этом можно почитать на сайте в разделе «Бакалавриат».

Эта программа – результат синергии университетской науки и образования, позволяющей уже на уровне бакалавриата обеспечить раннее вовлечение студентов в большую науку и серьезную практику. Это целая академическая жизнь бок о бок с ведущими профессорами, наставниками, мастерами, это возможность узнать из первых уст о самых передовых трендах развития права. Это индивидуальные треки и специализации в области частного права, цифрового, информационного права, международного или международного частного права, медицинского, спортивного права вкупе с усиленной языковой подготовкой. Это сложный и крайне интересный проект. Это возрождение традиций классического элитарного образования, позволяющего студентам заниматься инновационной юриспруденцией в XXI веке.

Еще из интересного — это, конечно же, наши магистерские программы, 24 совершенно уникальных направления подготовки, которые позволят каждому бакалавру найти себя в профессии: от классики до сверхмодных проектов. Мы разместили на сайте в разделе «Магистратура» очень красиво сделанные флаеры по всем нашим магистерским программам.

Но у нас все время появляется что-то интересное, мы готовим классные проекты к началу учебного года, будем открывать лаборатории, точки роста и пр. Я пишу обо всем этом в своем телеграм-канале PRORECTOR’s. Присоединяйтесь, и вы обо всем узнаете!

— Что бы вы пожелали абитуриентам 2020?

— Быть смелыми, верить в себя, думать, мыслить, делать всегда больше, чем требуется, быть на шаг впереди, развиваться, читать лучшее, слушать лучшее, смотреть на лучшее в своем роде, учиться у лучших, мечтать и фантазировать, открыть свое призвание, быть благородными, ценить счастье присутствия в жизни любимых людей, быть свободными и жить полной жизнью. И выбрать этим летом свой университет, например, МГЮА!


Читайте также