В МГЮА обсудили правовое регулирование и роль медиации в школьных конфликтах
Главная/ Новости/
В МГЮА обсудили правовое ...

В МГЮА обсудили правовое регулирование и роль медиации в школьных конфликтах

24 сентября в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прошло Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации, организованное Министерством просвещения РФ и Московским государственным юридическим университетом имени О. Е. Кутафина (МГЮА). В дискуссии режиме видеоконференцсвязи приняли участие представители государственных органов, работники школ и образовательных учреждений, общественных организаций, а также специалисты в области психологии и детской и подростковой преступности. В центре внимания экспертов были вопросы борьбы с конфликтами и насилием в школе и в семейных отношениях. 

В начале конференции к участникам обратился заместитель министра просвещения РФ Денис Грибов. Спикер отметил возрастание проблемы конфликтов в школах, проанализировал работу медиации и примирения школьных служб, и указал на необходимость выработки нормативно-правовых актов для регулирования отношений в этой области.

Университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), на базе которого работает Научно-образовательный центр по правам человека, также занимается развитием медиации и подготовкой кадров в сфере защиты прав детей. На пленарном заседании вуз представлял проректор по научной работе Владимир Синюков.   

«Тема эта более, чем актуальная. Сфера примирения — это классическая монополия юристов. Юристы нужны там, где есть конфликты и острое противостояние. В Университете последние 10 лет успешно развивается медиация как правовая методология, как система теории и практики. За эти годы мы обучили ей уже сотни людей: педагогов, преподавателей. В Москве создана система медиации и заложены основы медиации и примирения. Мы наблюдаем потрясающие эффекты. В школах, где был поток жалоб, он сокращается», – отметил спикер. 

В то же время, он заметил, что универсальных средств здесь нет, нужно уметь сочетать юридические и другие практики. «Медиация соответствует природе нашего сознания — отечественного, коллективистского, уврачевание конфликта без специальных юридических средств. В России есть целая плеяда юристов, которые оказали огромное влияние на медиацию», – пояснил Владимир Синюков. 

Уполномоченный по правам ребёнка при президенте РФ Анна Кузнецова отметила значимость подготовки специалистов по налаживанию отношений между школьниками и тоже уделила внимание правовой стороне проблемы. 

«Сегодня вопросы буллинга, школьной травли выходят на первый план. Эта ситуация требует пристального внимания. Конфликт лучше предотвратить, чем потом решать. Школьные годы для ребенка — это не только оценки, это и климат образовательного учреждения. Необходимо говорить о комплексном подходе, о решении конфликтов в образовательной среде, об учащихся, которые находятся в конфликте с законом. Сегодня есть новые ресурсы, в том числе новый закон, касающийся воспитания и образования. Важно, чтобы специалистов по медиации и примирению становилось больше, чтобы можно было решать детские конфликты на разной стадии», – резюмировала Анна Кузнецова. 

В ходе заседания участники обсудили также вопросы кибербуллинга, то есть травли в социальных сетях, а также участие родителей в деятельности служб медиации. 

Заместитель директора Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Министерства юстиции РФ Инга Меликян в своём докладе акцентировала внимание на динамике профилактических мероприятий, их социальном и психологическом эффекте, а также на постоянном мониторинге преступности среди несовершеннолетних. 

«Минюст России начал и продолжает реализацию плана и концепции по развитию школьных служб и медиации. 20 ноября стартуют мероприятия в рамках Всероссийского дня помощи детям. Медиация требует популяризации, о ней мало кто знает, она не популярна. Деятельность в сфере медиации предполагает системный и комплексный подход, работа Минюста России направлена на мониторинг деятельности служб медиации, действующих на территории России. Деятельность территориальный служб медиации в субъектах Российской Федерации неоднородна и регулирование деятельности в данной сфере на уровне актов субъектов, либо федеральных законов — неэффективна. Мы попытались сформулировать это и направили вчера новый законопроект о государственном координировании этой сфере», – рассказала Инга Меликян. 

По ее словам, в нём предложено базовые полномочия закрепить за Минюстом, а детальные вопросы решать на уровне Минпросвещения России. «Актуальная проблема — это введение обязательной медиации, особенно в сложной ситуации бракоразводного процесса родителей, а также в рамках привлечения подростка к уголовной ответственности, это базовые критерии.  Мы предлагаем ввести единый список федеральных медиаторов, а также ввести элемент софинансирования, то есть оплаты из государственного бюджета труда медиатора», – подытожила Инга Меликян. 

В дискуссии приняли участие представители региональных госорганов, которые на примерах с участием школьников показали возможности развития благоприятного климата в образовательных учреждениях и уделили внимание охране психического здоровья школьников, остановились на проблемах, связанных с ситуацией пандемии, насилия в семье. Своим опытом в этой области поделились чиновники и сотрудники общественных организаций Алтайского края, Воронежской, Омской и Липецкой области, Сибири и Казахстана, Красноярска и Владикавказа, Нижнего Новгорода, Московской области и других регионов страны.   

Читайте также