Календарь | Декабрь 2021

СвернутьПоказать

Кутафинские чтения: «Трансформация концептуальных основ подготовки юристов для сферы бизнеса в условиях цифровой экономики»

25.11.2021
Пресс-служба

Кафедра предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в рамках XI Московской юридической недели 25 ноября 2021 года провела в гибридном формате международную научно-практическую конференцию «Трансформация концептуальных основ подготовки юристов для сферы бизнеса в условиях цифровой экономики».

Мероприятие организовано при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-16081, а также при участии Комиссии Ассоциации юристов России по развитию профессиональных компетенций, Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 40.00.00 Юриспруденция.

Открыла конференцию заведующая кафедрой предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор Инна Ершова, выступив с докладом «Модернизация сферы образования: инновация & эксперимент».

Докладчик проанализировала предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» два вектора модернизации образовательного процесса –инновационную и экспериментальную деятельность через призму их целей и форм, после чего представила регуляторное окно образовательного права, создающее правовую основу осуществления инновационных проектов и проведения образовательных экспериментов. Кроме того, спикер сделала обзор организаций, признанных инновационными площадками, и реализуемых ими инновационных программ, а также рассказала о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды.

«Разделение в образовательном законодательстве процесса модернизации образовательной сферы на инновационную и экспериментальную составляющую произведено искусственно и на практике условно», – поделилась мнением Инна Ершова.

Спикер также выявила корреляцию правового обеспечения экспериментальной деятельности образовательных организаций с положениями об экспериментальных правовых режимах, определенных иными законодательными актами.

«Очевидно, что высшая школа сегодня переживает процесс кардинальных преобразований. Традиционная сложившаяся система обладает стабильностью и предсказуемостью, но в силу неизбежной инертности не позволяет оперативно реагировать на запросы времени. Проводить реформы, опираясь только на теорию, бесперспективно. Не надо бояться экспериментировать – тем более что легальные возможности обеспечены правовыми средствами их реализации. А девизом в экспериментальной деятельности могут стать слова Фредерика Жолио-Кюри: «Чем дальше эксперимент от теории, тем ближе он к Нобелевской премии», – отметила в заключение Инна Ершова

Профессор, доктор юридических наук, проректор по учебной работе и международной деятельности Псковского государственного университета Ольга Серова представила доклад на тему: «Юридическое образование в контексте национальных целей развития», в котором отметила наличие тенденции междисциплинарного (а в какой-то части – метадисциплинарного) расширения содержания образовательных программ для подготовки юристов. По мнению спикера, источник и основание реализации данного подхода определены «стратегическими целями развития нашего государства, прежде всего, в установлении приоритетов научно-технологического развития». Не менее значимой Ольга Серова представляет и задачу построения социогуманитарной модели общественных отношений, защиты традиционных ценностей, выстраивания взаимоотношений с партнерами на глобальной политической арене.

 «Новые научно-технологические фронтиры определяют значимость сквозных технологий, развитие искусственного интеллекта и биотехнологий. Право и в этих условиях выполняет важнейшую роль определения «рамки возможностей» и запретов. Поэтому выпускник юридического факультета должен владеть терминологией других наук, уметь видеть в новой реальности ту систему правовых механизмов и инструментов, которая позволит обеспечить приоритеты технологического развития при сохранении стабильности общественных отношений. В части социогуманитарной подготовки нельзя не отметить тот высокий уровень общетеоретических знаний в области философии, этики, политологии и др., который был присущ российскому и советскому юридическому образованию. Данный задел необходимо совершенствовать и развивать с учетом национальных целей развития», − подчеркнула спикер.

В своем выступлении на тему «Изменения в юридической профессии в цифровую эпоху: чему учить студентов?» Юлия Харитонова, доктор юридических наук, руководитель НОЦ «Центр правовых исследований искусственного интеллекта и цифровой экономики», профессор кафедры предпринимательского права Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, на основе изучения смены инструментария в свете цифровизации образования сделала вывод, что «в качестве цели обучения юристов необходимо ставить развитие творческих способностей студентов для уяснения принципов «добра и справедливости» путем повышения активности обучающихся на занятиях, повышения их мотивации и обеспечения поддержки в течение всего срока прохождения учебных курсов». С учетом появления разнообразных институтов LegalTech спикер обобщила опыт работы в рамках проектного метода, осветила формы взаимодействия с юристами-практиками, внедряющими передовые продукты в сфере цифровизации права.

Профессор, доктор юридических наук, заведующая кафедрой предпринимательского, трудового и корпоративного права Института права и национальной безопасности РАНХиГС Юлия Лескова поделилась опытом внедрения в РАНХИГС двух видов (форм) онлайн-курсов в образовательный процесс по подготовке юристов (по направлениям подготовки 40.03.01 Юриспруденция, 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности и 40.04.01 Юриспруденция), отметив преимущества и недостатки использования указанных способов обучения.

«Помимо онлайн-курсов ведущие преподаватели Московского кампуса успешно проводят в онлайн-формате лекционные занятия для подготовки юристов в филиалах Академии, поставлена задача освоения курсов (дисциплин) по типовому содержанию, утвержденному УМС по юриспруденции РАНХиГС», − добавила Юлия Лескова.

Главным выводом докладчика стала одна из основных позиций профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений о необходимости грамотного сочетания традиционного аудиторного образования и дистанционных технологий.

В дистанционном формате Дмитрий Петров, доктор юридических наук, профессор кафедры коммерческого права, научный руководитель основной образовательной программы магистратуры «Юрист в сфере финансового рынка (финансовый юрист)» Санкт-Петербургского государственного университета, член Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг при ФАС России выступил с докладом «Практикоориентированное юридическое образование в магистратуре: каким оно должно быть?

«Используемая в СПбГУ цифровая образовательная платформа позволяет обеспечить высокое качество образования, в частности, создать информационную среду в рамках образовательной организации, организовать процесс обмена информацией и учебными материалами между преподавателями и студентами, онлайн-мероприятия, оценку знаний обучающихся. Но дистанционное обучение должно выступать в качестве дополнительного инструмента к традиционным формам образования», − заявил спикер.

Дмитрий Петров отметил, что цифровые образовательные технологии широко используются там, где личностный контакт вторичен. Так, промежуточная аттестация и государственная итоговая аттестация проводятся путем выполнения студентами задания на компьютере в специально оборудованных аудиториях в университете (а в период ограничительных мер – из дома с применением мер прокторинга). Курсовые и выпускные квалификационные работы загружаются в используемую в СПбГУ образовательную платформу, там же проверяются, рецензируются и оцениваются. На этой же платформе могут быть реализованы иные виды активности в звене «студент – преподаватель», например, обеспечение учебно-методическими материалами, групповые и индивидуальные консультации, текущий контроль.

В докладе «Трансформация целей и принципов подготовки бизнес-юристов в условиях цифровизации» кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой предпринимательского и энергетического права Юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета Андрей Михайлов отметил, что программы подготовки бизнес-юристов традиционно весьма востребованы. Цель таких образовательных программ – «подготовка высокообразованных юристов в сфере экономической деятельности, отвечающих динамично изменяющимся требованиям на современном рынке труда».

«К принципам подготовки бизнес-юристов следует отнести межотраслевой (междисциплинарный) характер подготовки, практикоориентированность, учет того, что выпускники будут действовать в разнообразных сферах деятельности – не только в юридических фирмах, но и в органах государственной власти и управления, в судебной системе», − подчеркнул докладчик.

По мнению спикера, компетентностный подход к высшему образованию себя не оправдал. «Он привел к формализму и ненужному усложнению образовательного процесса, никоим образом не способствовал ориентации на практику, на потребности рынка», – сообщил Андрей Михайлов, после чего указал на отсутствие системных знаний по платформенному праву, призвал развивать проектное обучение.

В коллективном выступлении на тему «Цифровая трансформация образовательного процесса: на примере опыта кафедры «Предпринимательское, конкурентное и экологическое право» ЮУрГУ (НИУ)» доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой предпринимательского, конкурентного и экологического права Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет) Валентина Кванина отметила положительное влияние цифровизации на процесс образования, «поскольку позволяет не подменять его содержание, а расширять границы и возможности». По мнению спикера, в условиях пандемии коронавируса цифровизация «способствует эффективной реализации образовательных программ подготовки юристов в дистанционном формате и предоставляет новые технологические возможности для работы как преподавателей, так и студентов».

Иллюстрируя сказанное, старший преподаватель кафедры Екатерина Коваленко рассказала об имеющейся в ЮУрГУ (НИУ) информационно-аналитической системе КИАС Универис. Она включает в себя Личный кабинет преподавателя и Личный кабинет обучающегося, и обеспечивает взаимодействие всех участников образовательного процесса портала «Электронный ЮУрГУ», на котором размещены материалы курсов в цифровом виде, автоматизированная проверка заданий, асинхронное обсуждение материалов курса студентами; балльно-рейтинговая система; сервисы видеоконференцсвязи.

О возможности поставить дистанционные технологии на службу развития исследовательской деятельности рассказала Елизавета Громова, кандидат юридических наук, доцент кафедры.

− «Международная исследовательская группа «Право и цифровые технологии» объединяет студентов из 7 стран и ее целью является создание международного студенческого исследовательского хаба. Кроме того, была проведена летняя школа по правовому регулированию искусственного интеллекта, где эксперты из 9 университетов из Индии, России, Польши, Малайзии рассказали студентам о проблемных аспектах правового регулирования данной технологии», – поделилась докладчик.

Доцент кафедры, кандидат юридических наук Алена Спиридонова поделилась опытом применения геймификации в условиях цифровой среды при преподавании отдельных дисциплин. По мнению спикера, «это позволяет эффективно решать задачу повышения интереса и вовлеченности студентов в образовательный процесс».

В целом, по мнению представителей кафедры Предпринимательского, конкурентного и экологического права Южно-Уральского государственного университета (НИУ), «цифровизация образования расширила как перечень применяемых образовательных технологий, так и методов обучения в современных вузах».

Доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук Елена Трофимова и генеральный директор ООО «Бутик», кандидат химических наук Николай Троицкий выступили с совместным докладом «Цифровизация юридического образования как драйвер формирования единого образовательного пространства ЕАЭС». На основе изучения опыта цифровизации университетов в зарубежных странах-участницах ЕАЭС докладчики констатировали, что, «вступив в период цифровой трансформации высшего образования, все страны ЕАЭС находятся на разной её стадии и ставят перед собой специфические цели».

Рассуждая о перспективных направлениях формирования единого образовательного пространства ЕАЭС, авторы отметили, что на данном этапе интеграции «необходима реализация совместных цифровых проектов в сфере высшего и дополнительного юридического образования, для чего должны быть созданы благоприятные правовые условия».

В фокусе доклада профессора кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктора юридических наук Ольги Тарасенко оказались актуальные образовательные программы для преподавателей юридических вузов, призванные повысить их «цифровую» грамотность и позволить овладеть навыками предпринимательства на зрелом этапе осмысленной жизни. Как заявила спикер, обе программы – «Программа переподготовки и непрерывного профессионального развития: "Как открыть свой бизнес?"» и «Программа повышения квалификации и переподготовки преподавателей юридических вузов в условиях цифровой экономики» подготовлены авторским коллективом, состоящим из участников научного проекта № 18-29-16081 «Трансформация концептуальных основ подготовки юристов для сферы бизнеса в условиях цифровой экономики» и будут обнародованы в журнале «Право и бизнес» в 2022 году.

Фото: Ксения Акуленко // Пресс-служба МГЮА

Доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права, кандидат юридических наук Екатерина Енькова в докладе «Инфраструктура университета через призму формирования предпринимательских компетенций обучающихся» на примере Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) проанализировала инновационную инфраструктуру современного вуза как научно-образовательной, практико-ориентированной экосистемы, обеспечивающей формирование «цифровых» компетенций обучающихся. Под инновационной инфраструктурой, по мнению спикера, целесообразно понимать «совокупность подразделений, структур и объектов образовательной организации, способствующих реализации инновационных проектов», включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.

«Благодаря взаимодействию различных элементов инфраструктуры университета достигается синергетический эффект, необходимый для успешной подготовки высококвалифицированых специалистов, востребованных на рынке труда», − отметила Екатерина Енькова.

Профессор кафедры философии и социологии Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор философских наук Вячеслав Артемов в докладе «Нравственно-философская составляющая в образовании как важная предпосылка выполнения миссии юриста в бизнесе» указал, что cтратегия подготовки юристов, способных восстанавливать справедливость, предполагает не только достаточно глубокие и широкие этико-философские знания, но и организационно-методическую поддержку этики в самом учебном процессе, а также должные личностные качества преподавателей.

«Имеет значение и внутренняя тяга самих студентов к подлинным ценностям духовного порядка. В этом смысле, наверное, не случаен неизменный интерес к философско-правовому клубу «Нравственное измерение права», который активно и успешно действует в МГЮА вот уже 19 лет. Мы обсуждаем и принципиальные проблемы трансформации концептуальных основ подготовки юристов для сферы бизнеса в условиях цифровой экономики, а также соответствующую конкретику в русле поиска нравственно приемлемых вариантов в теории и практике совершенствования права» − заявил спикер.

С докладом на тему «Legal tech инновации для подготовки юристов в сфере корпоративного права» выступила кандидат юридических наук, доцент кафедры информационного права и цифровых технологий, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Ольга Сушкова.

По мнению докладчика, чтобы на занятиях со студентами, заинтересованными осуществлять юридическую деятельность в сфере корпоративного права, достигнуть результатов, направленных на максимальное использование LegalTech инноваций, надлежит «выстроить четкий алгоритм проведения практического семинара, который будет опираться на практику внедрения таких технологий в корпорациях». Спикер предложила проводить комплексный анализ корпоративных актов, иных внутренних документов корпораций, имеющихся в открытом доступе шаблонов договоров на предмет дачи заключения о сложности или простоте написания документа.

«Чтобы достичь максимального эффекта при анализе документов, студентам необходимо смоделировать корпорацию и выстроить четкий алгоритм взаимодействия различных структурных подразделений, их функциональных компетенций с учетом цифровых (или электронных) форм взаимодействия, которые имеются у конкретного юридического лица, а также объема финансовых инвестиций, которые могут быть использованы»,− подчеркнула Ольга Сушкова.

Аспирантка кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Чжао Лэ рассказала о Правилах построения цифровых кампусов в высших учебных заведениях, утвержденных Министерством образования КНР 12 марта 2021 года. В частности, докладчиком были обозначены следующие ключевые направления: ориентация на пользователя цифрового университета, безопасность системы и личных данных преподавателей, студентов и сотрудников, расширение покрытия беспроводной сети и сети 5G на территории кампуса, создание платформ облачных вычислений, улучшение процессов управления данными и обмена информационными ресурсами, а также создание различных цифровых и интеллектуальных сервисов, базирующихся на принципе «слияние данных на основе приложений» и повышение сетевой безопасности цифровых кампусов (имеется в виду безопасность инфраструктуры, информационных систем и терминалов, контента).

Отметим, что конференция прошла в режиме оживленной дискуссии, в ходе которой преподаватели, научные работники, обучающиеся комментировали доклады, задавали вопросы, делились опытом.

В завершение мероприятия организаторы подвели итоги работы и высказали слова благодарности участникам.

Система Orphus