Научно-методологический онлайн семинар «Юридическое образование в эпоху информационных технологий и искусственного интеллекта: инновационное учебно-методическое обеспечение»
Главная/ Новости/
Научно-методологический о...

Научно-методологический онлайн семинар «Юридическое образование в эпоху информационных технологий и искусственного интеллекта: инновационное учебно-методическое обеспечение»

2 июня состоялся научно-методологический онлайн семинар «Юридическое образование в эпоху информационных технологий и искусственного интеллекта: инновационное учебно-методическое обеспечение», в котором приняли участие более 70 человек как из образовательных и научных организаций Москвы, так и других регионов.

Модератором мероприятия выступила Инна Ершова, председатель Методического совета Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заведующий кафедрой предпринимательского и корпоративного права, заслуженный юрист Российской Федерации.

С приветственным словом к участникам семинара обратился и рассказал о его задачах Владимир Синюков, проректор по научной работе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный деятель науки Российской Федерации. 

Владимир Исаков, профессор факультета права Департамента общих и межотраслевых юридических дисциплин НИУ “Высшая школа экономики”, заслуженный юрист Российской Федерации, выступил с основным докладом «Юридическое образование на современном этапе: проблемы и решения». В своем докладе профессор объяснил проблемы изменения информационной среды: появление новых средств коммуникации, неясность социального заказа на содержание образования, снижение эффективности традиционных форм обучения. Далее докладчик подробно описал инновационный учебный комплекс по теории права, который включает учебник  по Теории государства и права (М.: Норма, 2020), Программу курса, Игропрактикум, Практикум. В частности, докладчик познакомил участников  с опытом литературно-художественного введения, остановился на схемах понятийных рядов, рассказал об особенностях практикума и игропрактикума, в том числе использования материалов последнего во внеаудиторной работе, предложил рекомендации для изучающих курс в режиме онлайн, осветил опыт взаимодействия с информационными партнерами, уделил внимание поиску новых моделей организации учебного процесса.

XMZhTPmQ0Gk.jpg

Учебный комплекс вызвал положительные отзывы и получил высокую  оценку участников семинара. После презентации состоялась живая дискуссия.  Орест Мартышин, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), обратил внимание на подход к схемам как к  интеллектуальным картам. 

Мария Мажорина, проректор по учебной и методической работе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), задала вопрос главному докладчику о формате лекций. Владимир Исаков ответил, что у него в планах есть мысли по поводу замены традиционных лекционных занятий на использование только видео лекций. Главный научный сотрудник Центра фундаментальных исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, профессор кафедры теории государства и права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор Валерий Лазарев подчеркнул важность изложения материала с учетом социально-политического контекста. Инна Барзилова, заместитель заведующего кафедрой теории государства и права Университета имени О.Е.  Кутафина (МГЮА), подняла вопрос о целесообразности включения примерных планов ответов на вопросы в учебный комплекс для студентов. Не создастся ли таких ситуаций, когда обучающиеся будут ориентироваться исключительно на ответы, а не на чтение учебной литературы. Людмила Берг, проректор по научной работе Уральского государственного юридического университета, обратила внимание на необходимость учета особенностей восприятия информации современными студентами, подняв вопрос о игровых аспектах обучения теории права. 

Далее в свете заявленной темы состоялись сообщения участников семинара. Трудностями поиска нового образовательного продукта в современных условиях поделилась Мария Мажорина. Она рассказала, как учитывать прогнозируемые изменения в праве, как сделать образовательный продукт востребованным. Также были изложены направления для аналитики, к которым относится учет контекста, «ДНК» университета и учет запроса работодателей и студентов.

Ngg0tE8ucMg.jpg

Инна Ершова   выступила с сообщением «Юридическая учебная литература через призму цифровых технологий». На примере учебника по государственному регулированию предпринимательской деятельности был рассмотрен новый формат учебной литературы, представлены результаты опроса обучающихся. Согласно статистике в 2016 году только 1% студентов были «за» новый формат учебников, а в 2020 году их количество составило 19,39%, но большинство опрошенных предпочитают литературу на бумажном носителе с возможностью доступа в электронной форме.

С кратким сообщением про эволюцию формы и структуры учебника в условиях цифровизации выступил Эльвин Теймуров, директор Международно-правового института Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доцент кафедры международного права.

Мария Захарова, руководитель НОЦ сравнительного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доцент кафедры теории государства и права, доктор публичного права (Франция), в сообщении  «Роль сравнительного права в ответах научно-образовательного пространства на технологические вызовы внешней среды» сконцентрировала внимание на вопросах трансформации права, которые должны находить отражение в учебной литературе.

Александр Бекин, преподаватель кафедры теории государства и права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), рассказал про образовательные игры, которые он применяет в процессе обучения. При этом участниками семинара  была отмечена важность баланса, при котором игра, действительно, эффективно помогает освоению учебного материала. Справедливым было и замечание о важности обеспечения качественной обратной связи со студентами.

В завершение научно-методологического семинара Владимир Синюков отметил, что учебник в наше время имеет сверхзадачу, он должен быть глубоким, доступным по форме, должен представлять собой единый современный комплекс как по содержанию, так и подаче материала. Дискуссия во время семинара проходила не только в формате устного обсуждения, но и в чате, где участники семинара оживленно обсуждали  вопросы необходимости изменения учебной литературы. Участники высказались за продолжение обсуждения данных вопросов на следующих встречах.  


Читайте также