Профессия юриста ко многому обязывает – Елена Грачева
Главная/ Новости/
Профессия юриста ко много...

Профессия юриста ко многому обязывает – Елена Грачева

В преддверии Дня юриста первый проректор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Елена Грачева в интервью журналистам рассказала о будущем юридической профессии, об инновационных технологиях в образовании и том, как ориентироваться в правовом поле.


— Елена Юрьевна, расскажите коротко об итогах приемной кампании этого года.

— В 2019 году было принято 16,5 тысяч заявлений: 10 000 на программы бакалавриата и специалитета и 6500 — на программы магистратуры, более 250 – в аспирантуру (на 40 бюджетных мест).

В 2019 г. в МГЮА поступило на бюджет около 750 человек, около 500 на договорной основе.

Средний балл ЕГЭ в этом году, как и ранее, превысил 90 баллов (90,60%). Самый нижний средний проходной балл зачисления по ЕГЭ-2019 – 256.

Тренды, которые можно соотнести с общероссийскими: значительный рост интереса к магистратуре (тем более, что у нас самый большой пул магистерских программ - 27); серьезный прирост абитуриентов в специалитете; по программам СПО (Институт непрерывного образования); хорошая положительная динамика в аспирантуре (наш университет единственный, где можно защититься по всем 15 юридическим специальностям); диверсификация и востребованность программ ДПО, рост академической мобильности.

К университетским трендам можно отнести: лидирующие по популярности направления: частное право (ИЧП), международно-правовой профиль (МПИ), предпринимательский профиль (ИБП). Это наблюдается на всех трех уровнях образования.

— На Ваш взгляд, какие имеются проблемы в сфере образования, в частности касательно Высшей школы?

Надо сказать, что традиционно образовательная сфера несколько консервативна, и не спешит меняться. Это достоинство и большой минус, который есть в образовательной сфере. Достоинство заключается в том, что образовательная сфера старается сохранять традиции и обычаи, которые существуют и сложились в государстве в сфере высшего образования: технического или гуманитарного, общественного и так далее. И думается, что эти традиции должны соблюдаться — это то на чем строится высшее образование в стране. Но они не должны становиться мертвыми и застывшими, игнорируя колоссальные перемены, которые происходят в настоящее время. Это означает поставить точку, загубить свое собственное высшее образование, подготовку будущих поколений для жизни в стране. А не видеть будущего своей страны чрезвычайно опасно.

Ученые в настоящее время говорят, что в технической естественной сфере так быстро происходят всевозможные процессы изменения, что знания стареют каждые три года и полностью требуют обновления. Получается что в техническом вузе и вузе, в котором изучаются естественные науки, человек на третьем курсе становится носителем уже устаревших знаний. Он выходит в мир, а его “багаж” уже никому не нужен. Не видеть и не понимать этого просто преступно. А ведь некоторые ученые утверждают, что даже не за три года, а гораздо быстрее происходит обновление всей системы знаний.

Это означает что задача, которая стоит перед высшей школой — чему учить студентов? И отсюда сразу же вопрос — как учить? Нужно менять методику. Если мы будем вдаваться в какие-то детали, нюансы, то нам не хватит и всей жизни, чтобы рассказать студенту обо всем том богатстве знаний, которыми располагает человечество, в частности в юридической сфере. Значит, мы должны очень тщательно отбирать этот материал и концентрироваться на фундаментальных и основополагающих принципах и знаниях в той или иной сфере юриспруденции. И необходимо, чтобы студент освоил эти фундаментальные знания.

Как говорили древние: «Нет ничего практичнее хорошей теории». Вот эту хорошую теорию, которая сохраняет свою значимость в веках, в столетиях, в истории нашего государства, и надо передавать, так как на эту базу потом будут ложиться самостоятельно полученные знания студента - выпускника в будущем. Поэтому, я считаю, есть две основные задачи: учить фундаментальным знаниям и научить получать новые знания из самых различных источников в ходе самостоятельной работы. Ну и конечно здесь очень остро встает вопрос о методике преподавания, потому что то, как выглядела Высшая школа даже буквально 10-20 лет назад, сегодня просто недопустимо. Наши абитуриенты владеют компьютерными технологиями на высоком уровне, используют их в процессе обучения, подготовки, сдачи экзаменов и мы, преподаватели, конечно, тоже должны соответствовать, и использовать данные технологии в процессе преподавания.

Именно поэтому очень остро стоит вопрос о внедрении в учебный процесс всевозможных инновационных технологий и об их освоении преподавателем.

Мы — свидетели того, как иначе стали читаться лекции и проводиться занятия в группе. Из образовательного стандарта ушел термин «семинар», потому что слушать ответы, зачитываемые из учебника, сегодня никому не нужно, это даже преступно, как мне думается. А вот научить общаться, думать, рассуждать, анализировать, собирать материал, а затем распорядиться этим материалом по назначению, это конечно, очень большое умение, и это то, чем обязательно должен владеть юрист в будущем. Вот чему мы должны его научить. Для этого нужно очень серьезное внимание уделять подготовке самих преподавателей, чтобы их знания были современны, и чтобы они могли в современных формах передать эти знания нашим студентам.

Высшая школа, в целом, становится по-своему единой, потому что информационные ресурсы, которыми обладает каждое учебное заведение, теперь соединяются в нечто единое. Поэтому возможность обмениваться этими ресурсами, использовать лекции, которые были прочитаны в одном вузе, в другом, пользоваться литературой, которая готовится и выложена в сеть и так далее. То есть процесс обмена информацией между вузами тоже очень важен и нужно этим, безусловно, заниматься.


— В «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона ещё в XI веке утверждается, что на Руси всегда почитали нравственный закон, а не юридические нормы. Сейчас существует большое количество законов, порой, и юристы не знают всех, чего уж говорить об обычных людях. Но незнание не освобождает от ответственности. Как, на Ваш взгляд, ориентироваться в правовом поле?

— Знаете, всегда так было, причем не только в России, но и во всем мире, что закон будет исполняться достаточно просто в том случае, если он соответствует нравственным позициям и принципам, которые существуют в обществе.

Если человека с детства воспитывать так, чтобы он не обижал слабых и не брал чужое, то и закон о том, что за воровство наказывают, он будет легко соблюдать, даже не зная о том, что он существует. Норма должна совпадать в полной мере с теми нравственными принципами и позициями, которые в обществе сформировались в течение веков. И любой законодатель как раз стремится к этому. Но закон и нравственность - это не одно и то же. Хотя они и очень близки между собой, но бывают такие нормы закона, которые не могут и не должны совпадать с нормами нравственности, существующими в обществе.

Например, в некоторых сообществах есть понятие «кровная месть». В ребенке воспитывается с детства, что это его долг, отомстить за погибшего родственника, но если говорить языком закона - это убийство. Поэтому здесь, безусловно, не совпадает норма закона и норма нравственности, а это означает, что закон оказывает и должен оказывать воздействие на развитие нравственных начал в обществе. Он должен воспитывать человека, и тем самым он не просто наказывает и карает, но и говорит: так делать нельзя. Общество осуждает такое поведение, и это влияет на воспитание, на формирование той самой нравственности, идеологии, которая существует. Проблема соотношения закона и нравственности очень серьезная, она многоаспектная, об этом очень много написано, сказано, но главное, как мне кажется, мы с вами отразили.

Говорят, что законов слишком много и как бы их все выучить… Не надо учить все законы. Для этого существуют юристы-профессионалы, которые всегда помогут и подскажут как вести себя в той или иной ситуации. В Конституции закреплена норма о том, что у нас в России формируется правовое государство, и мы к этому стремимся. Человеком номер один становится юрист. Он знает, готов помочь, и способствует тому, чтобы нормы, закрепленные в законе и содержащиеся в достаточно большом количестве Законодательных актов, исполнялись. Ни один человек не в состоянии выучить все, поэтому обращайтесь к юристам за консультацией. Причем так же как, например, в сфере здравоохранения идти надо не просто к врачу, а к специалисту в той или иной области, которая вас больше всего беспокоит. Специалисты были и будут востребованы, их всегда не хватает, а стать им можно только в очень хорошем учебном заведении, например таком как наше. Это позволит чувствовать себя спокойно и уверенно в будущем, потому что всегда будет работа, ведь пока жив человек на земле, до тех пор нужен будет и юрист. Поэтому приглашаю всех к нам учиться!


— Конституции Российской Федерации более 20 лет. В сети часто заходит речь о поправках, вплоть до написания новой. Что Вы думаете по этому поводу?

— Да, действительно Конституция была принята в 1993 году, не самое простое время для истории нашего государства и общества. И принятая конституция по своему содержанию как раз и есть выражение тех непростых проблем, с которыми мы столкнулись. И то, что в Конституции могут быть не предусмотрены какие-то детали, не все прописано, как говорят юристы, это тоже знак того времени, когда она принималась.

Сегодня вполне обоснованно звучат замечания о том, что не в полной мере отражены все особенности, специфика нашего времени и общества. Но в то же время делается поспешный вывод, что нужно срочно Конституцию менять, дополнять и так далее. Если говорить об истории конституционализма в целом, в мире, то надо сказать, что двадцать с небольшим (а через несколько лет мы буквально будем отмечать тридцатилетие) - это срок очень небольшой для становления и развития Конституции. В наше время быстрых перемен, поддаваться подобного рода требования и вносить срочные изменения, дополнения - просто неверно. Должно пройти какое-то время, в обществе должны выкристаллизоваться потребности, соответствующие порядки и установления, подходы к урегулированию тех или иных отношений, процессов, понимание их сути и необходимость урегулирований именно на организационном уровне, поэтому здесь я солидарна с председателем Конституционного суда Российской Федерации известным профессором, доктором наук, Валерием Зорькиным, который сказал: «Подождите, не надо срочно вносить изменения и дополнения, потому что в основе своей Конституция работает, это рабочий документ, это акт прямого действия».

Конечно, может быть не все удается охватить Конституционным регулированием, как уже было сказано, но по главным, основным позициям Конституция содержит все необходимые нормы. Поэтому я бы не стала сейчас говорить о срочной необходимости поправок, она должна действовать в том виде, в котором сейчас существует. Если возникает какая-то необходимость, то у нас есть другие механизмы: можно принять Федеральный Конституционный закон или просто Федеральный закон, который будет в развитии Конституционных основ и положений регулировать те или иные новые общественные отношения, возникающие для нашего социума.

— И последний вопрос, какие интересные мероприятия планируете провести в Вашем университете этом году?

Поскольку у нас очень большой вуз, а наши ребята занимают активную гражданскую позицию, то они участвуют в самых разных мероприятиях, которые проводятся в Москве. Я бы даже сказала так: нет ни одного значимого московского мероприятия, которое бы проводилось без участия наших студентов. Существует студенческая ассоциация, которая активно участвует в государственных и в различных спортивных мероприятиях, которые связаны с развитием науки, культуры, искусства.

В МГЮА имени О.Е. Кутафина проводятся соревнования и встречи с интересными людьми. Мне бы также хотелось сказать о том, что мы уже который год проводим и такие социально значимые мероприятия как «Университетские субботы». Очень здорово, когда к нам приходят выпускники школы, у которых есть интерес. Они задают вопросы и задумываются о том, кем им стать в будущем. Для таких ребят мы проводим встречи, мастер-классы и лекции. Но лекции не в буквальном понимании этого слова, а лекции-беседы. На них мы отвечаем на вопросы, ставим проблемы и заставляем задуматься о том или ином вопросе, а также подсказываем ответы на те вопросы, которые обдумывают наши будущие абитуриенты. Эти встречи очень интересно проходят: мы демонстрируем возможности юриспруденции в целом, показываем наш университет, перед ребятами выступают наши известные выпускники и как мне кажется, это интересно и для нас и конечно для тех, кто ещё находится в поиске будущей профессии, даже если они решат не идти на юриста. Но они узнают, что есть юридическая сфера, что такое закон и будут знать, что есть юристы, которые всегда им смогут помочь в жизни и проконсультировать.

Вузовский вестник.

Читайте также