В МГЮА состоялось II Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации
Главная/ Новости/
В МГЮА состоялось II Всер...
Поделиться:

В МГЮА состоялось II Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации

15 ноября в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) состоялось II Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации, организатором которого выступает Министерство просвещения Российской Федерации совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центр защиты прав и интересов детей».

Цель мероприятия – обобщение опыта лучших практик служб примирения и медиации в системе образования в Российской Федерации и разработка новых механизмов для обеспечения их развития.

Среди участников II Всероссийского совещания школьных служб примирения и медиации члены Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, представители Минпросвещения России, Минюста России и иных федеральных органов власти, Аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка субъектов Российской Федерации, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования – ответственные за развитие служб примирения и медиации, представители образовательных организаций, в том числе специальных учебно-воспитательных учреждений федерального и регионального подчинения, общественных, научных организаций и экспертных сообществ, а также служб медиации и примирения субъектов Российской Федерации.

С приветственными словами к участникам совещания обратился Первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Бугаев: «В настоящее время в образовательных организациях важно поддерживать бесконфликтную среду — для этого педагогами и специалистами школ применяются медиативные восстановительные способы и механизмы, направленные на предупреждение и разрешение конфликтов с участием детей и подростков. Кроме того, целями деятельности служб медиации и примирения являются работа с негативными последствиями споров, профилактика эскалации конфликтов, сложных ситуаций, деструктивного поведения и правонарушений».

Александр Бугаев подчеркнул, что представители уполномоченных по правам ребенка, органов исполнительной власти субъектов, образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, а также общественных организаций и экспертного сообщества представят на совещании свои лучшие практики по разрешениям конфликтов. Они также рассмотрят проблемные кейсы и обсудят сложности, с которыми сталкиваются специалисты служб. Также он отметил, что итогам совещания будет подготовлена резолюция, которая позволит определить направления развития служб медиации и примирения в дальнейшем.

«Хотелось бы поблагодарить за возможность проведения нашего совещания ректора МГЮА Виктора Блажеева. Убежден, что совещание станет площадкой для конструктивного диалога», – подвел итог Александр Бугаев и пожелал участникам удачи, плодотворной работы и новых перспективных идей.

Ректор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Виктор Блажеев отметил, что институт медиации и примирения является важным элементом механизма защиты прав и законных интересов граждан, включая детей. «Этот институт позволяет, во-первых, наиболее безболезненно урегулировать самые разные споры, возникающие в образовательной сфере. Во-вторых, уже в школьном возрасте формируется культура урегулирования споров с помощью переговоров, что имеет огромное воспитательное значение для развития человека», — отметил спикер.

Говоря о способах разрешения споров, ректор напомнил, что превалирующим в нашем обществе является судебный механизм разрешения споров, который предполагает принудительную реализацию нарушенного права. «Гораздо предпочтительнее, когда в рамках примирительной процедуры по возникшему спору стороны сами вырабатывают решение и в добровольном порядке его исполняют», — резюмировал он.

В завершение им было сказано о вовлеченности Университета в данную проблематику: «У нас существует Центр медиации и альтернативного разрешения споров в правовой практике, который участвует в организации программ повышения квалификации и дополнительного профессионального образования в области медиации. С этого года учреждена кафедра образовательного права, которая будет заниматься самыми разными аспектами правового регулирования образовательных отношений, в том числе и в сфере медиации и примирения».

Выступая с приветственным словом, Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Анна Кузнецова отметила, что после присоединения к территории Российской Федерации новых регионов, у нас стало на 326 тысяч больше учеников, это почти 1,5 тысячи школ: «Президентом России подписан Указ об утверждении государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, который четко расставляет приоритеты, заставляя переосмыслить уже действующие решения. Это своеобразный стержень и наполнение тех мер, о которых мы сегодня будем говорить, того, чего нам так не хватало».

Именно в школе ребенок ищет ответы на вопросы, которые у него возникают по мере взросления, там он учится выстраивать взаимоотношения с учителями, одноклассниками, выстраивает свою систему координат в огромном мире ценностей. В настоящее время действует концепция развития сети служб медиации до 2025 года, разработаны и используются в школах методические рекомендации. За предыдущий учебный год численность специалистов служб медиации выросло на 19%, а служб примирения на 48%. Более 25% специалистов прошло программы повышения квалификации.

Анна Кузнецова отметила, что несмотря на это развитие, на недавнем подведении итогов приемов граждан по вопросам образования, одной из самых обсуждаемых тем стали вопросы конфликтов в образовательных организациях. «В ответ на это Министром просвещения Сергеем Кравцовым было принято решение о дальнейшей проработке этого вопроса, была открыта горячая линия по вопросам урегулирования конфликтов в школах, медиации и примирения в образовательных организациях. Несомненно, работа ведется, но проблем в этой сфере еще много», – добавила член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Анна Кузнецова особо отметила, что в стране до сих пор нет четкого понимания, насколько объемна проблема конфликтов в школах и привела данные опросов, которые были проведены различными общественными организациями. Так, более 30% опрошенных учителей заявили, что в школе, где они работают, за последний год были зафиксированы случаи травли в отношении детей. Каждый третий родитель сообщил, что в классе их ребенка существуют случаи травли, причем 67% родителей сообщили, что квалификации школьного психолога не хватает для решения школьных конфликтов.

Также, по словам Анны Кузнецовой, сложность решения конфликтов в школах заключается в том, что они носят латентный характер – они могут замалчиваться как детьми, так и родителями. «Безусловно, проблемы, о которых мы сегодня говорим сложные, многогранные, быстрого решения, например, в виде закона, указа или приказа, не существует. Результат решения этих вопросов – это серьезная работа нас с вами. Нам надо поднимать уровень служб медиации на новую ступень, приводя их к методическому однообразию, учитывая разрозненный опыт и те наработанные практики, которые уже существуют. Важно не начинать каждый раз все с начала, а стартовать с той планки, которую мы обязаны закрепить».

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Мария Львова-Белова отметила, что вопрос бесконфликтного разрешения споров является одним из актуальных — подтверждается это ростом служб медиации и примирения. Только в образовательных организациях их число увеличилось на 18% — это хороший показатель, особенно на фоне востребованности такой помощи.

«В аппарат поступают обращения от родителей, которые сообщают о сложности урегулирования школьных конфликтов. Нередко такие ситуации, не находя разрешения в стенах школы, выходят в публичное пространство. Убеждена, что своевременное включение служб примирения может во многих таких случаях курировать разногласия на самой ранней стадии», — сообщила омбудсмен.

Отдельное внимание Уполномоченный обратила и на мониторинг эффективности функционирования служб школьной медиации и примирения, который в прошлом году провел Институт уполномоченных по правам ребенка: «Результаты мониторинга показали, что необходимо повышать уровень подготовки специалистов и улучшать методическое сопровождение их деятельности. Следует обратить внимание на малокомплектные школы и школы в сельской местности — там порой не хватает психологов и медиаторов. Одним из выходов может стать привлечение к такой работе значимого взрослого — им может быть любой из учителей, пользующийся особым уважением среди ребят», — заключила Мария Львова-Белова.

В ходе пленарного заседания выступила председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Марина Гордеева. Она рассказала, что программы Фонда направлены на создание по всей стране социальных служб в поддержку семьи и детей, многие их которых реализуют восстановительные, медиативные технологии. В настоящее время по поручению Минтруда России Фонд обеспечивает выполнение работ по созданию в стране учреждений нового типа – Семейных многофункциональных центров, в структуру которых включаются и службы медиации. Марина Гордеева подчеркнула: «Практика работы учреждений социальной помощи семье и детям свидетельствует, что медиация позволяет улучшить отношения на любой стадии семейного кризиса, помогает сторонам осознать свои настоящие интересы. Помогает подросткам найти себя в жизни».

Также на пленарном заседании выступили директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации, ответственный секретарь Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Лариса Фальковская, исполняющая обязанности заместителя директора Департамента развития и регулирования юридической помощи и правовых услуг Министерства юстиции Российской Федерации Инга Меликян и многие другие.

В рамках совещания состоялись круглые столы, где были рассмотрены вопросы, касающиеся перспектив и приоритетов развития медиации и восстановительных технологий, повышения качества подготовки кадрового состава школьных служб медиации и примирения, их роли в процессах профилактической работы и воспитания обучающихся, особенности использования медиации и восстановительных практик в деятельности по предотвращению криминализации подростковой среды, а также роли институтов гражданского общества в процессах формирования безопасной образовательной среды.