Источник: АГН «Москва»
10 сентября на складе сервиса хранения личных вещей «Чердак» в Подмосковье произошел масштабный пожар. По некоторым данным, ущерб может оцениваться в сумму до 1 млрд рублей.
Профессор кафедры гражданского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Марина Шмелева рассказала, что пострадавшим клиентам следует рассмотреть возможность коллективного обращения в суд для взыскания компенсации: «Для получения компенсации пострадавшим необходимо собрать доказательства наличия имущества на складе (договор хранения, квитанции, фотографии вещей, описи), а также направить письменную претензию владельцу склада с требованием возместить ущерб. В случае отказа или игнорирования претензии клиентам необходимо обратиться в суд с исковым заявлением. Кроме того, параллельно нужно проверить условия страхования, указанные в договоре (как видно из ситуации, у некоторых клиентов был базовый тариф со страховкой в 1000 рублей за кв.м). Учитывая масштаб происшествия, значительное количество пострадавших, а также уклонение компании от прямого общения, клиентам «Чердака» стоит рассмотреть возможность объединения для коллективного обращения в суд. Коллективные иски регулируются главой 22.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации «Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц» (статьи 244.20–244.28), а также главой 28.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации – в случаях, когда ответчиком выступает юридическое лицо. Это может повысить шансы на получение компенсации и снизить индивидуальные судебные издержки».
Марина Шмелева уточнила, что правовым основанием для подачи коллективного иска в данном случае является то, что у всех пострадавших клиентов склада одинаковые требования: «Правовые основания требований однородны – все они основаны на нарушении договоров хранения со стороны компании «Чердак». Кроме того, все требования предъявляются к одному ответчику – компании, владеющей складом «Чердак». Эти обстоятельства соответствуют критериям, установленным статьей 244.20 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».
Эксперт отметила, какие доказательства являются ключевыми для обоснования требований: «В случае с «Чердаком» клиенты имеют акты приемки и фотографии вещей в приложении, что является важными доказательствами наличия имущества на складе. С юридической точки зрения, это доказательство существования договора хранения, согласно которому склад обязан обеспечить сохранность имущества клиента».
Марина Шмелева рассказала про сроки взыскания компенсации: «В досудебном порядке – маловероятно в данной ситуации, учитывая отсутствие прямой коммуникации со стороны «Чердака». Через суд – от трех–четырех месяцев до года и более, учитывая возможные апелляции и сложность дела с множеством пострадавших. Через страховую компанию – обычно один–три месяца, но в данном случае страховое покрытие явно недостаточное».
«Размер компенсации будет зависеть, в частности, от условий договора со складом, страхового покрытия, а также результатов расследования причин пожара. Так, например, если будет установлена вина компании, шансы на полную компенсацию возрастают», – добавила Марина Шмелева.
В заключении Марина Шмелева предупредила о возможных сложностях при взыскании компенсации с компании: «Если страховое покрытие ограничено (как в случае с базовым тарифом в 1000 рублей за кв.м), а компания будет настаивать на выплате только в пределах страховой суммы или в случае, если компания объявит себя банкротом (опасения об этом уже высказывают клиенты), а также при отсутствии доказательств стоимости имущества (чеки, документы на технику) и если расследование установит, что пожар произошел в результате непреодолимой силы, которую склад не мог предвидеть и предотвратить – компенсацию могут не выплатить».