Интервью с заместителем Генерального директора ПравоТех
Главная/ Новости/
Интервью с заместителем Г...

Интервью с заместителем Генерального директора ПравоТех

На «Цифровой кафедре» Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) стартовала стажировка в рамках программы дополнительной профессиональной переподготовки «Автоматизация юридических процессов». Компания ПравоТех уже провела несколько обучающих вебинаров для наших студентов и преподавателей. заместителем Генерального директора ПравоТех

Кирилл Кондратенко, на актуальные темы, волнующие сегодня не только студентов, но и профессиональных юристов.

Кризис профессии инхаус-юриста или новые возможности? Тренд на специалистов LegalOps. Что это за направление и какие навыки нужны юристам, чтобы в нем работать?

Юридические процессы — это система жизнеобеспечения компании. Они пронизывают каждую сферу деятельности, от регистрации до найма сотрудников и работы с клиентами и контрагентами. Без юристов бизнес существовать не может, так что эта профессия всегда будет востребована.

Однако современные вызовы диктуют новые правила. У компаний появился запрос на трансформацию. Вместо того, чтобы рассматривать каждый юридический случай как уникальный, они пытаются систематизировать и масштабировать бизнес-процессы. На этом фоне спросом пользуются технологии автоматизации — глобальный объем правотех-индустрии уже достиг $27 млрд.

А еще развиваются новые перспективные профессии в сфере LegalOps. Что это за работа, какими навыками необходимо обладать таким специалистам и почему они стоят дорого, а также чего не хватает молодым и опытным юристам сегодня, — рассказал Кирилл Кондратенко, заместитель генерального директора ПравоТех.

Когда стало очевидно, что профессия инхаус-юристов проходит через трансформацию?

В начале 2022 года произошел резкий, скачкообразный рост нагрузки на инхаус-юристов. Большинство компаний выстраивали новую логистику и меняли цепочки поставок. Им нужно было сопровождение юристов для контроля рисков. Причем речь идет не только про производственные предприятия, но и про ИТ-бизнес.

Сыграли свою роль и изменения, вызванные санкциями. Когда экономика перестраивается, повышаются риски неисполнения обязательств: контрагенты сдвигают сроки, задерживают поставки, а иногда и вовсе не выполняют условия договора. Это тоже спровоцировало повышенную нагрузку.

Но такой рост не привел к увеличению штата юристов. Более того, массово не выросли даже бюджеты на системы автоматизации. У инхаус-юристов стало в разы больше работы, а вот времени и ресурсов — нет. По моим наблюдениям, это стало приводить к выгоранию специалистов. На этом фоне профессия стала менее привлекательной.

В 2022 году рынок ждал изменений — что компании увеличат бюджеты, наймут больше людей, нагрузка снова будет распределяться равномерно, или же поменяется внешнеэкономическая и внешнеполитическая ситуация. Но этого не произошло. Так в 2023 году стало очевидно — профессия инхаус-юриста должна измениться.

С другой стороны, даже очень способные и эффективные инхаус-юристы, по-прежнему замотивированные показать классные результаты, столкнулись с отсутствием прозрачности в компаниях. Это ключевая проблема в юридических департаментах — отсутствие измеримости. Не существует единого дашборда или метрики, чтобы отследить, кто из сотрудников как себя проявляет в динамике.

Мне кажется, что это тоже отталкивает юристов и стимулирует их рассматривать альтернативные варианты развития. Они уходят туда, где есть понятный карьерный трек с прямой зависимостью от результатов.

Какие потребности сейчас есть у молодых юристов?

На мой взгляд, у нового поколения людей в целом есть запрос на сопричастность к чему-то большому, важному, значимому. Им нужно быть частью глобальной идеи и миссии. При этом хочется выполнять и социальную миссию, и получать признание. Юристы тут не исключение.

Ответ именно про молодых юристов очень коррелирует с ответом на первый вопрос. У них есть запрос на прозрачность в оценке своего вклада, на понимание, как действия и эффективность влияют на продвижение по карьерной лестнице внутри компании.

Это действительно важный момент, который не очень осознает индустрия. Если внедрить систему учета и цифровизации и сделать деятельность всех сотрудников измеримой, работодатель станет привлекательнее. Молодой специалист будет понимать, что его активность имеет конкретное выражение, как температура в градуснике. И ему будет гораздо комфортнее и проще в таких условиях. Появится мотивация стараться и расти.

Молодое поколение росло с гаджетами в руках и с детства сформировало привычку к простым, понятным, удобным интерфейсам. Однако мир крупных корпораций все еще не делает фокус на юзабилити и UX/UI. В крупных компаниях приоритет в разработке отдают функциональности, а не пользовательскому опыту. Эта старая парадигма тоже должна меняться. Невозможно привлекать новые кадры в корпорацию, не адаптируя IT-ландшафт в сторону дружественного UX.

Молодые люди гораздо охотнее пойдут в компанию, где есть классная, красивая и удобная система. Особенно если она подскажет, как достигнуть результатов и какими глазами на тебя смотрит твой руководитель, принимая решение о карьерном продвижении.

А чем отличаются запросы опытных специалистов?

Мне кажется, опытным сотрудникам хочется заниматься действительно интересными, сложными юридическими кейсами. Их интеллектуальный потенциал и опыт позволяют такие кейсы решать. При этом без цифровизации и системы учета, к большому сожалению, профессионалам всё ещё приходится отвечать на очень примитивные типовые вопросы.

К специалисту высокого уровня приходят инхаус-заказчики и говорят где мне взять выписку из ЕГРЮЛ для заключения договора? Где найти реквизиты? Как составить доверенность? Когда эксперт слышит эти вопросы, на которые он за свою карьеру отвечал сотни раз, у него возникает мысль – «А тем ли я вообще занимаюсь»?

И здесь, опять же, помогает автоматизация. Чат-бот с искусственным интеллектом позволяет автоматически закрывать рутинные вопросы и предотвращать выгорание специалистов. Люди могут сфокусироваться на действительно интересных кейсах.

Я также хочу отметить общий для молодых и опытных юристов запрос. Сейчас всем стало очевидно, что ИТ меняет культуру работы и качественно повышает эффективность любого труда. ИТ становится все более модным. В итоге у юристов всех возрастов есть запрос на совмещение своей профессиональной деятельности с технологиями.

При этом я вижу на примере цифровизированных компаний, что портрет сотрудника начинает сильно меняться. Из людей, которые должны разбираться в предметной области, уметь импровизировать и быстро отвечать на вопросы бизнеса на любом этапе, юристы трансформируются в операционных работников. Им важнее владеть технологией, чётко следовать инструкции в ИТ-системе и давать качественные вводные. Профессия трансформируется в LegalOps.

Можете рассказать подробнее, что это — LegalOps? Какие карьерные возможности предлагает профессия?

Исторически инхаус-юристы считали, что все юридические задачи уникальны и неповторимы. На деле те компании, которые решились на цифровизацию, увидели — около 70% бизнес-процессов в департаменте можно автоматизировать. Описав их и переложив в ИТ-систему, компания создает операционный поток действий. Во многих организациях, например, в «Ростелекоме», в юридическом отделе даже появилась отдельная практика под названием «Поток». Люди в ней выполняют типовые операции по алгоритму.

С таким изменением парадигмы стала востребована профессия LegalOps. Точнее, это целое направление, в котором есть разные должности. Во-первых, это LegalOps-менеджеры — люди, которые верхнеуровнево выстраивают бизнес-процессы и понимают входные параметры, действия и выходные результаты на каждом этапе. Человек на этой позиции должен быть великолепным операционистом, уметь отрисовывать процессы, замечать узкие горлышки и их устранять, управлять изменениями.

При этом такой специалист должен лучше, чем кто бы то ни было, разбираться в юридических тонкостях. А еще ему нужно хорошо владеть технологиями, чтобы задачи переносить в программные системы. Это феноменальные, дорогие профессионалы с уникальным сочетанием способностей, который в России сейчас не очень много. А вот спрос на них я вижу колоссальный.

Помимо менеджера есть LegalOps-исполнитель — операционист, который бизнес-процессы претворяет в жизни и идет по «потоку». А еще есть LegalOps-администратор. Он меняет систему по техническому заданию LegalOps-менеджера, и это больше технарь и айти-специалист, чем юрист и процессник.

Есть ли в России примеры компаний с такой LegalOps структурой внутри?

Еще до появления термина LegalOps люди фактически начинали выполнять эту функцию. Среди первых компаний, которые обзавелись LegalOps (не называя их так), были «Магнит» «Тинькофф Страхование», «Трубная металлургическая компания», «Газпром-Медиа холдинг», «Мегафон». Обычно это были те представители индустрии, которые еще и достигли классных результатов в автоматизации.

На LegalOps есть большой запрос, но где этому учат?

У юристов есть особенность — высшее образование в этой сфере в большей степени сфокусировано на теории. Ведь если говорить простыми словами, юрист — это человек, который лучше остальных знает о рисках и их последствиях. А последствия и риски — это все-таки гипотетическая возможность совершения сценария. А профессия LegalOps очень прикладная, приземленная. Она об очень измеримой, зачастую монотонной, повторяющейся практике.

Те навыки, которые востребованы у LegalOps, сейчас будто бы не преподаются ни на одном обучающем курсе для юристов. А навыки эти — бизнес-аналитика и системный-анализ. Когда в компании есть LegalOps-менеджер со знаниями и опытом в этих двух сферах — это дает феноменальный результат. Человек может буквально за считанной секунды дать такие вводные для настройки системы, что она будет обречена на успех. Пользователи будут плавно двигаться по «потоку» и приходить к ожидаемым результатам.

Бизнес-аналитика дает правильное понимание процессов и умение превращать их в схемы. А системный анализ — навык эти процессы переложить на системный уровень, понимание, какую архитектуру выстраивать, какие должны быть объекты учета, сценарии автоматизации, отчеты, миграции потоков данных.

Сколько могут зарабатывать специалисты в сфере LegalOps?

Профессия высоко ценится на рынке. Я думаю, что LegalOps-управленец будет получать не меньше 200-250 тысяч рублей в месяц. Ведь у него уникальное, редко встречающееся сочетание навыков операциониста, юриста и технического специалиста, и по каждому из этих параметров он специалист высокого уровня.

При этом я уверен, что инхаус-юрист, который пройдет обучение бизнес- и системному анализу, станет востребованным LegalOps-менеджером.

Не уменьшит ли цифровизация и оптимизация процессов стоимость юриста как специалиста в инхаусе?

Можно вспомнить технологические революции. Когда работу у людей забирала техника, они устремлялись в те направления, где технологии не способны были их заменить. Сегодня история повторяется. Мы живем в интересное время, полное новых вызовов, и каждый день появляются задачи, которые не способны решить машины.

В юридической практике есть уникальные, очень сложные кейсы. Они требуют невероятной квалификации и интеллектуального потенциала человека. Конечно, часть бизнес-процессов можно автоматизировать и отдать роботам. Но никуда не денется 30-40% задач, которые машина не решит никогда. В этих условиях юристы не перестанут быть востребованными — наоборот, возрастет ценность профессионала, способного разрешать нестандартные вопросы.

И мне кажется, конструкция, при которой рутина отдана роботам или операционистам, а действительно сложные задачи обрабатываются специалистами, будет олицетворять истинное предназначение юристов.

Ведь когда молодые люди выбирают работу и на их радары попадается юридическая профессия, они представляют, как будут обеспечивать верховенство права, защищать интересы слабых, восстанавливать баланс справедливости, выступать с убедительными пламенными речами. А приходя спустя годы в инхаус, они сталкиваются с рутиной и выгорают. Когда мы поручаем типовые задачи роботам, юридическая профессия обретает тот самый, изначально заложенный в нее, смысл.

Читайте также