25 марта 2025 года в рамках XII Московского инновационного юридического форума состоялась секция «Нотариат, государство и бизнес: новые пути взаимодействия». На экспертной площадке обсудили обеспечение институтом нотариата публично-правовых интересов, сферы нотариальной защиты прав и интересов корпораций и их участников, особенности применения цифровых технологий в нотариальной деятельности, наследование бизнеса.
Модератором секции выступил Президент Федеральной нотариальной палаты, заведующий кафедрой нотариата Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Константин Корсик. Он подчеркнул роль нотариуса в бизнесе, а также актуальность и значимость темы площадки: «Нотариус в этой сфере активно участвует с 2009 года, когда законодатель ввел обязательное нотариальное удостоверение сделок обществ с ограниченной ответственностью. Затем функции нотариуса еще больше расширились. В частности, в прошлом году было введено важное нотариальное действие – обязательное нотариальное удостоверение решения о назначении единоличного исполнительного органа в обществе с ограниченной ответственностью. Также, институт нотариата активно участвует в борьбе с рейдерством. Более того, создан реестр уведомлений о залоге движимого имущества и единая информационная система нотариата. Это подтверждает, что нотариат – очень важный и эффективный институт, и мы стараемся выполнять все поставленные задачи».
Нотариус г. Москвы Екатерина Лексакова рассказала про депонирование документов у нотариуса. «Нотариат влияет на экономическое развитие бизнеса, и возможность работать с таким инструментом, как депонирование, может положить конец спорам, поскольку две стороны отдают нотариусу важные письменные документы и получают их потом после расчета по делу. Это очень удобно». Екатерина Лексакова обратила внимание и на то, что норма именно о хранении документов фактически не используется нотариусами.
Нотариус г. Москвы Александр Сагин рассказал об обеспечении доказательств нотариусом: «Считаю, что необходимо расширить виды доказательств, которые могут быть обеспечены нотариусом, поскольку ситуация, в которой человеку нужно обеспечить доказательства, может касаться любого юридически значимого факта, а иногда необходима и их совокупность». Александр Сагин дополнил свое выступление информацией о совершении исполнительных надписей нотариусами: «В сфере защиты прав бизнеса принимаются исполнительные надписи, которые взыскиваются только по нотариально удостоверенным договорам. Думаю, что необходимо расширять компетенцию нотариуса в части взыскания и по иным договорам, в частности, договора проката или договора в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
Нотариус г. Москвы Дмитрий Точкин поделился информацией о возможностях и перспективах осуществления нотариусом функций корпоративных секретарей и регистрационных агентов. «Регистрационные агенты – это посредники между бизнесом и государством, они осуществляют регистрационные процедуры и любые формальности, которые нужны бизнесу. Корпоративные секретари – это наемные работники, их задача документировать деятельность. Я считаю, что нотариус идеально бы подошел на такую роль и стал бы своеобразным проводником между бизнесом и государством. Это позволило бы значительно расширить полномочия нотариуса и помочь как бизнесу, так и государству», – отметил Дмитрий Точкин.
Нотариус г. Москвы Антон Макаров сообщил о моделях и особенностях регистрационной системы прав на недвижимое имущество в российской правовой системе: «Тема оборота недвижимости и достоверности реестра актуальна для бизнеса. Я думаю, что законодатель принял важное решение о том, что с 13 января 2025 года все сделки дарения с недвижимостью подлежат обязательному нотариальному удостоверению. Считаю, что есть предпосылки для следующего шага: поставить вопрос о более активном внедрении нотариуса в данную сферу, потому что нотариальные действия обладают повышенной доказательственной силой. Кроме того, в таком случае значительно снизится нагрузка на судебную систему».
Член Правления Московской городской нотариальной палаты Александр Бегичев привел примеры успешного взаимодействия нотариата, государства и бизнеса, а также рассказал об инновациях в нотариальной деятельности: «Нотариат играет большую роль в корпоративных отношениях, в том числе в сфере заключения медиативных соглашений. Нотариус позволяет бизнесу находить компромиссное решение сложных ситуаций, не доводя дело до суда. Нотариальная экспертиза для обеспечения доказательств является гарантией соблюдения и защиты прав участников процесса. Нотариусы помогают гражданам и бизнесу фиксировать не только факты оскорблений, но и деловую переписку в мессенджерах, плагиат, кражи товаров, знаков и многое другое. Кроме того, в 2022 году в России появилась возможность учредить личный фонд. Он позволяет обособить часть имущества и определить способы управления им. Такие фонды стали привлекательной альтернативой для состоятельных людей. Более того, есть ряд ключевых инноваций: усиленная квалифицированная электронная подпись, которая позволяет удостоверять документы в электронной форме; единая информационная система нотариата, которая обеспечивает прозрачность и доступность данных о нотариальных действиях; реестр уведомлений о залоге движимого имущества, который позволяет бизнесу оперативно проверять информацию об имуществе. Постоянно растет количество нотариальных действий с использованием информационных технологий, что свидетельствует о растущей популярности цифровых решений среди бизнеса. Цифровизация нотариата открывает новые возможности для всех участников процесса: для государства – упрощение администрирования, снижение коррупционных рисков, интеграция с другими цифровыми сервисами; для бизнеса – сокращение времени обработки документов и повышение уровня доверия со стороны граждан и бизнеса. Нотариат выступает посредником, обеспечивая баланс интересов». Александр Бегичев завершил свое выступление, перечислив цели деятельности нотариата по правовой защите бизнеса: «Усиление юридической безопасности при удостоверении сделок и фиксации юридических фактов; формирование благоприятных условий для развития экономических отношений; разгрузка судебной системы».