И.о. зав. кафедрой образовательного права МГЮА им. О.Е. Кутафина Чеха В.В. выступил 17 февраля 2023 года на Круглом столе в Комитете по просвещению. Круглый стол был посвящен вопросу «Наставничество как элемент государственной политики в сфере образования».
В очном формате в работе Круглого стола приняли участие более 50 человек: депутаты Госдумы, ведущие эксперты и специалисты сферы образования и науки (представители Минпросвещения РФ, Минобрнауки РФ, Рособрнадзора, Росмолодежи, Общественной и Счетной палаты России, Общероссийского Профсоюза образования), представители образовательных учреждений общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования г. Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинской, Свердловской, Еврейской Автономной областей, общественных организаций и СМИ.
Ведущий круглого стола Первый заместитель Председателя Комитета Госдумы по просвещению Максим Гулин отметил: «Сегодня важно обсудить проблемы организации наставничества на всех уровнях образования: дошкольное, общее, дополнительное, среднее и высшее профессиональное образования, выработать пути их решения и меры государственной поддержки».
Председатель Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Александр Демин поделился лучшими практиками предпринимательского наставничества с привлечением школ. Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников подчеркнул: "Компании заинтересованы, чтобы выпускники ссузов и вузов приходили к ним максимально подготовленными и адаптированными к современному производству. В связи с этим, особое значение при подготовке кадров для промышленных предприятий приобретает наставничество в форме «работодатель – студент».
Председатель Комиссии Общественной палаты РФ Наталья Кравченко акцентировала внимание на выработке у школьников инженерного мышления и воспитании поколения с базовым техническим профилем. Серьезные предложения в проект Резолюции внесли: Председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовь Духанина заместитель Председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова и др.
Управленцы сферы образования высветили проблематику на разных моделях наставничества, в том числе «Учитель-учитель», «Учитель-ученик», «Студент-ученик», «Ученик-ученик» и др. Были представлены наработки по организации наставничества в дошкольном образовании (г. Челябинск), общем образовании (г. Санкт-Петербург), в государственных и частных сузах (г. Москва), в педагогических вузах (г. Екатеринбург, Новосибирск). Многие отметили риски и затруднения, которые в целом могут объясняться отсутствием единого подхода в сфере наставничества в регионах, неразработанностью общих оснований и критериев для оценки эффективности и результативности программы наставничества.
В своем выступлении Чеха В.В. обратил внимание на межотраслевой характер отношений наставничества а также на множественность моделей такого рода отношений, которые могут объединять не только педагогических работников и обучающихся но и педагогических работников между собой, опытных и менее опытных обучающихся, работодателей и работников и других.
При этом необходимо определиться с тем, что представляет собой наставничество с точки зрения его содержания- отдельную профессию, дополнительную особого рода функцию или способ реализации уже закрепленных в квалификационных справочниках и стандартах функций педагогических работников. Также в выступлении Чеха В.В. затрагивались вопросы правового регулирования наставничества, вопросы оплаты труда участников отношений наставничества, типология моделей наставничества и другие вопросы. По окончании Круглого стола Чеха В.В. было вручено Благодарственное письмо от Комитета по просвещению за эффективное взаимодействие с Комитетом в 2022 году.
Завершая работу Круглого стола, Максим Гулин поблагодарил всех участников за содержательные выступления и выразил общее мнение о том, что в Год педагога и наставника предстоит серьезно проработать меры государственной поддержки наставничества в сфере образования с выходом на межведомственный уровень и на законопроектные инициативы.